О заседании Госсовета РФ

К итогам заседания Госсовета РФ от 22 января 2010 года (Особое мнение члена партии «ЯБЛОКО» Гилязова Г.З.) Госсовет проходил в Кремле и был посвящён развитию политической системы России. На заседании присутствовали главы регионов, руководители всех семи политических партий, вёл заседание Президент РФ Д. Медведев. Во вступительном слове Президент отметил, что политическая система России, включающая в себя все государственные структуры власти, политические партии, гражданское общество, не идеальна, но работает. К недостаткам он отнёс отсутствие политической конкуренции между партиями, особенно в регионах. Выступили все семь руководителей (заместителей) политических партий. С. Миронов (СР), Г. Зюганов (КП РФ), В. Жириновский (ЛДПР), Б. Грызлов (ЕР), С. Митрохин («ЯБЛОКО»), Н. Корнеева (Патриоты России), Г. Бовт (Правое дело). Выступления были острыми, критическими, содержали много предложений по развитию политической системы России. Только Б. Грызлов согласен с существующим положением дел, его предложение было связано с объединением не самодостаточных регионов с более успешными. Наиболее содержательным было выступление председателя партии «ЯБЛОКО» С. Митрохина. Выступал он дольше других, но Президент его не прерывал и дал высказаться полностью. С. Митрохин отметил, что ключевой проблемой развития политической системы является монополизация, проявляющаяся по трём направлениям: 1.Монополизация органов власти, парламентов одной политической партией. 2. Полное доминирование исполнительной власти над другими её ветвями – судом и парламентом. 3. Диктат чиновника во всём, особенно в ходе выборов. Это, в свою очередь, привело: - к коррупции; - отсутствию политической дискуссии, конкуренции политических партий; - диктату монополий в экономике, лоббированию интересов крупного бизнеса; - дефициту доверия граждан к власти. С. Митрохин заявил, что партия «ЯБЛОКО» поддерживает инициативу Президента по модернизации экономики. Но существующая политическая система несовместима с модернизацией, нет предпосылок для раскрепощения созидательных сил общества, нет мощного среднего класса, власть не отделена от бизнеса. Предложил, в первую очередь, обеспечить честные выборы, исключить административный ресурс, обеспечить равный доступ всех политических партий к СМИ, развивать местное самоуправление. Далее выступили три губернатора и лидер «ЕР», Премьер-министр В. Путин. В коротком заключении Д. Медведев заверил, что предложения будут изучены и учтены, и сделал вывод о том, что возврат к политической системе периода СССР невозможен, этого никто не хочет, демократический курс развития страны будет продолжен. Как и куда развивается политическая система Республики Башкортостан? Напомню читателю, что в начале 90- х годов, государственный курс на демократические преобразования в Башкирии был реализован довольно своеобразно. Под лозунгом возрождения национального самосознания народов, здесь проводилась политика суверенитета. С 1990 по 2002 годы Башкирия добивалась: - верховенства своих законов на территории республики; - статуса субъекта международного права; - собственных вооружённых формирований; - права назначения судей, руководства прокуратуры, служб безопасности, милиции; - получения права собственности на все фабрики, заводы, полезные ископаемые на территории республики; - освобождения от уплаты налогов в федеральный бюджет. Попытка создать государство в государстве провалилась, потому что этого не позволяет Конституция РФ. По определению Конституционного Суда РФ право суверенитета принадлежит исключительно самой России, а не её субъектам. За эти годы в Башкирии была сформирована несменяемая, недоступная для общественного контроля власть, которая правит здесь и сегодня, в Уфе и на местах. Федеральный центр заставил руководство Башкирии принять в конце 2002 года новую Конституцию, соответствующую Российской. Наступившее политическое затишье было связано с желанием М. Рахимова быть бессменным Президентом РБ. Срок его полномочий заканчивается в следующем, 2011 году, видимо, поэтому местные «кукловоды» начали политическую активность. Мало того, что здесь всегда была вертикаль власти от Уфы до самой дальней деревушки, подчинённая Президенту, вновь началось законотворчество, противоречащее федеральному законодательству и нарушающее права граждан. Так, мы, жители Башкирии, получили новогодний подарок в виде Закона РБ № 208 – З от 28 декабря 2009 г., которым внесены изменения в Закон РБ «О местном самоуправлении в РБ» и предписывается удалять глав муниципальных образований по инициативе депутатов в отставку с учётом мнения Президента РБ. Вот на этом и заканчивается местное самоуправление. Надолго ли новшество? Думаю, нет. Ибо, таким образом создаётся коррумпированная структура власти, так власть уходит от общественного контроля, это – движение против развития политической системы государства, против течения, поэтому оно провалится. Итак, 22 января состоялся очень важный форум, результаты которого, возможно, на многие годы определят будущее России. То, что Президент РФ Д. Медведев не стал подводить итоги заседания Госсовета сразу, наспех, а ограничился небольшим заключением, обнадёживает. Если предложения, высказанные руководителями политических партий, будут реализованы, то уже на ближайших выборах депутатов Государственной Думы в 2011 году и Президента страны в 2012 году, мы, граждане России, получим объективный, реальный результат, в том числе в Башкирии. Хватит ли политической воли и сил у Президента Д. Медведева – гаранта Конституции, на реальное развитие политической системы государства? Время покажет. Гафур Гилязов Примечание редакции сайта: Статья Гилязова Г.З. печатается с некоторыми сокращениями.