Предложения по развитию регионального и федерального законодательства
Председателю Госсобрания – Курултая
Республики Башкортостан ТОЛКАЧЁВУ К. Б.
от ГИЛЯЗОВА Г. З., Уполномоченного предс-
ставителя Федерального Совета партии «ЯБ –
ЛОКО» по Башкирскому рег-му отделению
Предложения по развитию регионального и федерального законодательства
В конце 2002 г. в Республике Башкортостан была принята новая Конституция, полностью соответствующая Конституции РФ 1993 г. Это означало возвращение республики в правовое поле России. Поэтому, сегодня, говоря о развитии регионального законодательства, мы имеем в виду и федеральное законодательства, то есть, возможность использования со стороны Госсобрания – Курултая республики права законодательной инициативы по совершенствованию законодательства РФ и через это - законодательства Республики Башкортостан.
Основные предложения Башкирского РО партии «ЯБЛОКО» следующие:
1. Концептуальные вопросы
1). Существует огромный разрыв между содержанием Законов и порядком правоприменения. Основные положения Конституции РФ, в том числе, Глава 1.(Основы конституционного строя), Глава 2. (Права и свободы человека и гражданина), Глава 3. (Федеративное устройство) – выхолощены десятками нормативных правовых актов принятых в РФ и республике, размывающими смысл и содержание Конституции. Конституция государства превращена в понятийную Конституцию.
2). В республике нет системы эффективного контроля со стороны Госсобрания – Курултая и Прокуратуры за исполнением законов, принятых в республике. Так, Госсобрание – Курултай не включило в план контроля в 2016 г. и первое полугодие 2017 г. контроль исполнения Кодекса РБ о выборах, хотя в этом была настоятельная необходимость. 18 сентября 2016 г. прошли выборы депутатов Госдумы ФС РФ и Советы муниципальных районов РБ. На них было зафиксировано большое количество нарушений Кодекса, разбирательства по Дёме Уфимского района идут и сегодня. Из-за отсутствия требуемого контроля инициаторами разбирательств являются не, как положено, следственный комитет и прокуратура, а партия «ЯБЛОКО».
3). Необходима выборность Председателей судов и независимость хозяйственной деятельности судов от исполнительной власти, что будет способствовать самостоятельности судов.
4). Медицина, образование, культура должны быть доступны всем без исключения гражданам, независимо от их социального положения и размера заработной платы. Сегодня в республике, к примеру, всё стоматологическое обслуживание больных переведено полностью на коммерческую основу, что противоречит Конституциям РФ и РБ.
2. По избирательному законодательству
1). Предлагаем вместо ФЗ № 67 от 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» принять единый Кодекс РФ о выборах и референдуме и отказаться от региональных Кодексов (законов) о выборах.
Существующая норма Кодекса РБ о выборах о включении в список кандидатов в депутаты Госсобрания – Курултая РБ не менее 84-х человек от политической партии при её регистрации противоречит ФЗ «О политических партиях».
2). В ФЗ № 67 от 2002 г. предлагаем отказаться от нормы п.5, ст.22 «Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательных комиссий … (ЦИК республики, ТИК, УИК). Данное положение противоречит ст. 10 Конституции РФ о разделении государственной власти на три самостоятельные ветви. Исполнительная власть (в составе комиссий) не должна формировать законодательную (представительную власть). Предлагаем формировать комиссии исключительно из представителей политических партий и общественных организаций.
3). Ст. 65 Кодекса РБ о выборах не обеспечивает возможность публикования агитационных материалов зарегистрированных кандидатов в Советы муниципальных районов и городских поселений (МР и ГП) на бесплатной основе, в соответствии с ФЗ № 67, 2002 г., (ст. 24, п.10 «в»), из-за изменения статуса местных муниципальных районных газет на государственные. В Комитете Госсобрания по МСУ, развитию гражданского общества и СМИ 18 января состоялось рабочее совещание именно по этому вопросу с привлечением большой группы экспертов. Пришли к общему мнению, что нужны изменения в федеральном законодательстве. Поэтому, на выборах депутатов Советов городских поселений в республике в 2017 г. возможны лишь платные публикации.
3. По законодательству о МСУ и референдуме граждан
По нашему мнению и на основании Постановления Верховного Суда РФ от 1998 г. Главы администраций муниципальных районов и городских поселений должны избираться на выборах прямым голосованием жителей, а не депутатами Советов МР и ГП по представлению Главы региона. Этот вопрос должен быть вынесен на референдум жителей республики.
4. Законодательство по экологии
Законодательство республики по управлению охраной окружающей среды и природопользованию не в состоянии обеспечить решение актуальных экологических проблем и социально – экономическое развитие республики за счёт эффективного рационального использования природных ресурсов и требует кардинального изменения. Есть разумные предложения А. Веселова, председателя Союза экологов РБ, мы присоединяемся к нему и просим рассмотреть следующее:
1). Ввести в структуру правительства республики отдельной должности заместителя премьер – министра по вопросам природопользования, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечения промышленной и экологической безопасности (являющегося одновременно министром природопользования и экологии РБ) с функциями координации (по Указу Главы РБ) деятельности следующих министерств и ведомств:
- Министерства экологии и природопользования РБ;
- Министерства лесного хозяйства РБ;
- Управления Росприроднадзора по РБ;
- Управления Роспотребнадзора по РБ;
- Управления Россельхознадзора по РБ;
- Отдела по РБ Агентства по недропользованию (Башнедра);
- Отдела водных ресурсов Камского БВУ;
- Отдела по РБ Средне-Волжского упраления Росрыболовства;
- ФГБУ «Башкирское УГМС»;
- Отдела по РБ Уральского управления Ростехнадзора.
2). Создание и обеспечение деятельности координационного межведомственного совета по вопросам природопользования, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения при Правительстве РБ с участием экологически ориентированной общественности и некоммерческих объединений предпринимателей.
5. По малому предпринимательству
В 2013 г. был принят закон о повышении суммы отчислений в Пенсионный фонд. За это время около 30 % индивидуальных предпринимателей закрылись. И, сегодня, одна из приоритетных задач вернуть их к жизни.
В октябре 2016 г. в республике принят проект «Башкортостан – территория для развития малого бизнеса». Теоретически в проекте всё предусмотрено правильно. Это с одной стороны, но с другой стороны – с этого года для предпринимателей вводятся он-лайн кассовые аппараты. Они уменьшат число проверок, но расходы на приобретение кассовых аппаратов и их обслуживание никто не просчитал, так возникла проблема, которую нужно решать законодательно.
Г. З. ГИЛЯЗОВ
02 февраля 2017 г.