НАС ЗАГНАЛИ В XVII ВЕК
Нас загнали в ХVII век
(К 20-летию Конституции России)
Одним из важнейших направлений демократического развития государства является принцип разделения государственной власти на три её самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, поэтому он и закреплён в статье 10 Конституции РФ 1993 года. То есть, Основной Закон государства относит это положение к основам конституционного строя России.
Чтобы оценить сегодняшнее состояние разделения ветвей власти, обратимся к истории вопроса на примере России на рубеже ХVI-ХVII веков (1598-1612 г. г.). Великая Смута, под угрозой государственность Руси. Москву заняли поляки, на трон царя России претендует польский король Сигизмунд. Но, самоорганизация народа во главе с Мининым и Пожарским спасает государство.
Поход ополченцев из Нижнего Новгорода в Москву продолжался более полугода. В походе Пожарский управлял подвластными территориями, опираясь на выборных представителей городов. В его войске был Земский собор – представительная власть, Земский собор был и раньше, но изменилась его роль.
После изгнания поляков, в 1613 году Земский собор избрал царём России первого из династии Романовых – Михаила Романова.
Так были воссозданы государственность и суверенитет Руси. Теперь все решения были результатом совместной деятельности царя, Боярской думы и Земского собора и обнародовались как постановления «всей земли».
Власть, восстановленная народом, впервые на Руси и осуществляться стала от имени народа. Это и было первым прообразом разделения ветвей государственной власти.
Однако, только 10 лет, до 1622 года Земский собор проработал на постоянной основе. Первые представители династии Романовых предали свой народ и ввели повсеместно власть воевод, назначаемых из Москвы, ранее они были лишь в приграничных областях, так царь отстроил «вертикаль власти». Выборные органы на местах были нейтрализованы.
При воеводе появилась «приказная изба» с дьяками и подъячими на манер московских приказов, а численность чиновников в московских приказах в ХVII столетии возросла в 5 раз.
Одна из самых впечатляющих примет времени первых Романовых – лихоимство (коррупция) воевод и их чиновников. В законах, указах и призывах, призванных пресечь злоупотребления, в ХVII веке недостатка не было. Но в системе политической власти, в которой закон не стал универсальным принципом, стоящим над властью, в том числе и первого лица, а суд не отделён от администрации, он не может быть последовательно воплощён и как принцип локальный (региональный). Закон существует тем в меньшей степени, чем жёстче выстроена «вертикаль власти». В такой системе «вертикаль власти» не может быть чем-то иным, кроме коррупционной вертикали частных интересов.
«Земский собор неизбежно утрачивал земскую почву - население относилось к выборам своих представителей всё более равнодушно, а сами они своей миссией начали тяготиться, рассматривая её как «соборную повинность». Тем более, что организацией выборов ведали всё те же воеводы, вызывавшие всеобщую неприязнь» (Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И., История России: конец или новое начало? М.: Новое издательство, 2008.- 464 с., с.154.).
Сложившееся положение вызывало недовольство населения. После восстания в Москве 1648 года, власть вынуждена была сделать первые шаги к публичному праву. Уже на следующий год, в 1649 году в экстренном порядке Земским собором принимается Законодательный кодекс (Соборное уложение). Это Уложение прежде всего ставило под защиту закона вершину «вертикали власти» в лице царя. До бунта С. Разина оставалось ещё 20 лет.
Было введено понятие государственных преступлений, согласно которому каралось смертью не только действие, направленное против государя, но и намерение совершить его, а также недонесение о таком намерении. Причём ответственность в равной степени распространялась и на родственников виновных, включая детей. Ответом на смуту и продолжавшиеся народные волнения стало «слово и дело государево», ставившее под юридический контроль не только поступки, но и мысли людей. Узаконенными инструментами такого контроля становились донос и пытка.
Таким образом, в Соборном уложении идеал всеобщего согласия как альтернатива авторитарному, не воспринимался. Он воспринимался как альтернатива смуте и безвластию.
Царь, получив неограниченную власть, позаботился о тех, кто служил его власти – о дворянстве, которое получило возможность пользоваться и распоряжаться не только землёй, но и крестьянами: Уложение, узаконив бессрочный сыск беглых крестьян и их возвращение помещику, юридически завершило установление на Руси крепостного права.
Итак, история вопроса разделения ветвей государственной власти и «вертикали власти», даёт ряд уроков и для власти, и для общества. Сегодня в 2013 году, отмечая 20-летие демократической Конституции России и анализируя практические действия и федеральной, и региональной власти, мы находим много схожего с ХVII веком.
Захват власти на выборах, наступление на конституционные права и свободы граждан, возвращение к однопартийной политической системе, милитаризация общественного сознания, неисполнение социальных обязательств, наделение дополнительными полномочиями полицейских структур, бесконтрольная торговля природными ресурсами, уничтожение малого предпринимательства, говорят об отказе власти от исполнения основных положений Конституции, относящихся к основам конституционного строя Российской Федерации.
Вновь опущен внутренний «железный занавес». Сами не идём в Европейский Союз и не пускаем туда Украину, нельзя, почти одни остаёмся на Европейском пространстве, где нарушаются права людей. Чтобы удержать 140 миллионов в «чёрном теле», нужно же пугать российского обывателя (80 % населения) Европой: у них кризис и развал во всём. А между тем, ещё Фридрих II Великий в ХVIII веке добился в Пруссии, чтобы все были равны перед законом и судом. У нас этого не было и нет (ст.19 Конституции РФ).
На вооружении российской власти ложь, обман и насаждение страха. Чем отличаемся от Северной Кореи, ничем, кроме как нет расстрелов, но и они реально есть: И. Домников, А. Политковская, С. Маркелов, А. Бабурова, Н. Эстемирова, какая разница, чьими руками это сделано. Чем заняты правоохранительные органы? Разгоном демонстраций, но это конституционное право граждан – «собираться мирно, без оружия, проводить митинги, собрания и демонстрации, шествия и пикетирования» (ст.31 Конституции РФ). Вновь принятые законы: антимитинговый, об иностранных «агентах» и ряд других противоречат Конституции, где Конституционный Суд?
Современные воеводы – губернаторы, по-прежнему назначаются Москвой, за 10 лет половина из них осуждена или сняты за коррупцию. Всё избирательное законодательство в «заплатках», люди разуверились во власти, перестали ходить на выборы, чтобы обеспечить «легитимность» власти, изъяли нижний порог явки, а, чтобы исключить консолидацию граждан в 3-4 мощные независимые политические партии, разрешено создавать их в любой пяти этажке. Но, всё имеет свой предел.
События, после выборов парламента России (2011 г.) и Президента (2012 г.), на Болотной площади и проспекте Сахарова в Москве, по мнению многих мыслящих людей, лишь прелюдия того, что может произойти. Исходя из истории, уже в ближайшие несколько лет может вернуться 1648 год.
Возможно, «носитель суверенитета и единственный источник власти в России – её многонациональный народ» (ст.3 Конституции), уже скоро найдёт мирные средства и законные способы оказания влияния на циничных временщиков во власти с тем, чтобы Конституция РФ 1993 года исполнялась неукоснительно.Иначе и быть не должно, неуютно жить в ХVII веке, ещё хуже, по чьей-то чужой злой воле.
Заместитель Председателя Башкирского регионального отделения
партии «ЯБЛОКО»: Гафур Гилязов