100-летний юбилей. Об отце и не только.
Руководитель фракции «Старшее поколение – Пенсионеры России» Башкирского регионального отделения РОДП «ЯБЛОКО-ЗЕЛЁНАЯ РОССИЯ» Альберт Хусаинов вспоминая своего отца размышляет о роли и месте человека, педагога и служащего.
25-го декабря 2012 года исполнилось 100 лет со дня рождения моего отца – воина, педагога и чиновника Хусаинова Тагира Хусаиновича.
Он пожил в трёх общественно-исторических формациях: капитализм - социализм - снова капитализм. Таких людей было миллионы в СССР и Российской Федерации.
Многие в эти исторически скоротечные времена теряли веру во власть, в вождей, в святых и просто в людей, теряли жизненные ориентиры и идеалы.
Он тоже разуверился в отдельных политиках. Но всегда оставался верным постоянным человеческим ценностям, о которых он часто говорил и оставил записи.
А главным в жизни мой отец считал труд, знания, честность и любовь.
Труд. Трудился он много и с удовольствием. О его трудолюбии говорят оценки и высказывания руководителей образования Республики Башкортостан: «Хусаинов А. Т. внёс значительный вклад в организацию школьного образования города Уфы», «был в числе выдающихся директоров школ», …
Работал, как и большинство людей в те времена, особенно руководителей, по 12-13 часов в сутки. Его карьерные круги свидетельствуют о способности расти, восстанавливаться и двигаться дальше и выше: директор школы в 30-х, участие в Великой Отечественной войне, возвращение с Победой, орденами и медалями, работа в министерстве просвещения Республики (так тогда называлась система народного образования) – заместитель министра просвещения, тяжёлая болезнь, директор Уфимского музыкально-педагогического училища (ныне Уфимский педагогический колледж № 2), которое он воссоздал заново и дал по сути вторую жизнь, заведующий отделом народного образования города Уфы. Депутатская работа.
Трудовые заслуги мирного времени также неоднократно были отмечены орденами, медалями и почётным званием «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Знания. Отец щедро делился своими знаниями и жизненным опытом со своим студентами и учащимися. Его уроки отличались разнообразием и насыщенностью, студентам особенно нравились лабораторные работы по химии под его руководством. В памяти учеников и коллег преподавателей он остался примером интеллигентного учителя, народного просвещенца.
Он постоянно пополнял свои знания, следуя педагогическим наставлениям и трудам Ушинского, Л.Толстого, Макаренко, Крупской, читая педагогические журналы и газеты. Имел богатую картотеку по химии. В его домашней библиотеке был классический набор книг советского работника и руководителя (так тогда назывались те, кто сейчас именуется государственным служащим – чиновником). Это были книги Шекспира, Сервантеса, Пушкина, Грибоедова, Белинского, Чернышевского, Чехова, Горького, Маяковского,Ильфа и Петрова, А.Толстого, Шолохова, Твардовского, книги литературных лауреатов. И, конечно, как и любой партийный государственный служащий того времени он имел на своих книжных полках собрания сочинений Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Но более всего зачитанными были «Дон Кихот» и «Василий Тёркин». Любил он читать историческую литературу – книги Голубова, Костылева, Сергеева-Ценского, Соловьёва, Шишкова, Вирты, книги из серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ) и о Великой Отечественной войне.
По воскресеньям у нас дома нередко устраивались семейные чтения вслух любимых книг.
С большим удовольствием отец слушал по радио, смотрел телепередачи и покупал пластинки с татарскими и другими народными песнями, сам играл на гармони и пианино.
Честность. Идеология и система воспитания в то время были настроены таким образом, что граждане СССР даже не помышляли, что можно жить и работать нечестно, нарушать законы страны и Конституцию. Знали, что «вор должен сидеть в тюрьме», а судьи сажают в тюрьмы только преступников. Коррупции не было вообще или она была скрытой и столь ничтожной, что даже само слово «коррупция» появилось в обиходе СМИ только в последние 20-25 лет.
В самых невероятных фантазиях и снах люди не могли представить себе, что настанет время, когда можно будет безнаказанно нарушать законы, оправдывать преступников и сажать невиновных, обманывать на выборах, фальсифицировать их результаты, врать, воровать и обманывать, используя для этого должностные полномочия, служебное положение, статус депутата и телевидение! То есть совершать то, что ведёт к расколу общества и отчуждению.
Во времена СССР такие начальники, как мой отец, а их было большинство, не позволяли себе того, что в последние годы стало нормой для большинства нынешних депутатов и чиновников, но они умели объединять людей. Умели объединять, заинтересовывать и вести за собой молодёжь, граждан разного возраста, социального происхождения, воспитания, достатка и разных национальностей.
И это объединение было основано на честности, на вере в общее дело, приближающее «светлое будущее». Это давало людям надежду, ощущение счастья и спокойствие.
Люди не враждовали, не было обозлённости. Выяснение отношений на работе или детская ссора на улице не разъединяла, а наоборот, сближала людей. Разломов, отодвигающих людей друг от друга, не возникало.
Таких людей, как мой отец было много. Их наследственность и гены сохранились в людях, которые строят гражданское общество в России, несмотря на сопротивление нынешних руководителей-чиновников. Уверенность в правоте тех людей придаёт и мне силы. Но сейчас объединять людей на честности стало некому. Отсюда и нынешняя разрозненность в обществе.
А тогда жили скученно, но не скучно! Была общность в жизни, а не разобщённость. Не было вражды и злобности между соседями, между людьми разных национальностей.
В нашем доме на общей кухне собирались люди 6-7-ми национальностей. Часто задерживался и поддерживал разговоры и мой отец. Родители понимали, что эти разговоры слышат дети, учили их словом и собственным примером достойного поведения.
Временами родители ставили детские спектакли. Артистами были мы и дети из соседних квартир и дворов.
Любовь. «Я люблю тебя жизнь, …» звучали слова песни тех времён в исполнении Марка Бернеса. Моему отцу нравилась эта песня. Сам он любил жизнь и жить, и писал по этому поводу: «Жизнь красна любовью!».
Была любимая работа, любимые дети. Были две последовательно любимые женщины. (Моя мама из-за тяжёлой болезни рано ушла из жизни). Любил он сильно, крепко, надёжно, без обмана, хотя окружение его всегда было женским: учителя, воспитатели детских садов и студентки.
Был добр и участлив не только к нам, но ко всем ребятам нашего двора. Многим соседским детям помог получить хорошее образование своими мудрыми советами и консультируя их. И, конечно же, всё бесплатно по присущей отцу доброте.
Отец очень часто улыбался, даже несогласие своё с чем-либо выражал с улыбкой, не повышал голоса.
Его жизнь добавила достоинства и почёта к высокому светлому званию Учитель.
Он является гордостью нашей семьи. Светлая ему память!
Альберт Хусаинов, председатель фракции «Старшее поколение- Пенсионеры России» Башкирского РО РОДП «ЯБЛОКО-ЗЕЛЁНАЯ РОССИЯ»,
декабрь 2012 г.